Музыканты-евреи старого Владимира
В 2012 году исполнилось 100-летие со дня открытия Петром Алексеевичем Ставровским музыкальной школы во Владимире (сейчас детская музыкальная школа № 1 имени С.Танеева). В школе служил и преподаватель по классу скрипки Яков Миронович (Янкель Меерович) Гринблат, о котором в воспоминаниях «Мои гимназические годы во Владимире» Михаил Косаткин говорил как об одном из выпускников гимназии, известном в городе музыканте.
За чертой оседлости
Евреи вошли в состав граждан Российской империи в конце ХVIII века и, живя в черте постоянной еврейской оседлости, довольно долго не имели возможности на законных основаниях появиться в так называемых внутренних губерниях России. Упоминания о них на нашей земле в середине ХIХ века достаточно редки. Тем более обращает на себя внимание публикация «Владимирских губернских ведомостей» в июне 1856 года о том, что государь император «Высочайше повелеть соизволил» благодарить за пожертвования проезжавших через г. Юрьев «музыкантов из евреев», которые вырученные ими за концерт 126 рублей отдали в пользу «воинов, падших под Севастополем».
Приезжали еврейские оркестры во Владимирскую губернию и позднее. Полицейские обязаны были регулярно отчитываться о количестве проживающих на вверенной их попечению территории евреев, а также их праве на это. Поэтому ни один подобный оркестр, как бы в его услугах ни нуждались местные жители, не имел возможности задержаться на нашей земле надолго.
Осенью 1898 года стало известно о пребывании еврейских оркестров в Суздале и Муроме. Оба оркестра были специально приглашены в нашу губернию ‑ суздальским общественным собранием «для игры в Клуб на зимний сезон» и муромскими дворянско-купеческим собранием и музыкально-драматическим кружком. И оба были высланы полицией из губернии.
Любительские концерты
Однако были музыканты, не выдающиеся, но вполне устраивающие местное общество, и среди тех евреев, которые имели полное право проживать в наших городах. Можем назвать, например, членов Владимирского артистического кружка дантиста Мойшу (Михаила) Кофмана (виолончель) и юриста Янкеля Гринблата (скрипка), сына владимирского купца первой гильдии. Они не были профессионалами, однако в дореволюционных газетах встречаются упоминания выступлений Гринблата и Кофмана в артистическом кружке или в студенческих и благотворительных концертах. Например, 26 января 1916 года в зале театра «Ампир» состоялись спектакль и концерт «на усиление средств Городской публичной библиотеки и трудовой помощи семьям призванных при благосклонном участии» скрипача Я. Гринблата и виолончелиста М. Кофмана. Спектакль и музыкальное отделение «сошли удовлетворительно».
Встречаем в газетах и более распространенную оценку игры этих музыкантов. Концерт 24 августа 1908 года в Народном доме был оценен автором заметки в целом так: «слабо». В частности, «очень слабо была сыграна г. Гринблатом на скрипке и спета г. Корякиной мелодия Денца «Вернись». В исполнении ее положительно не был выдержан темп: скрипка догоняла сопрано, а рояль старалась успевать и за тем и другим, в результате ‑ полнейшее отсутствие гармонии». Сольные же номера г. Гринблата были исполнены гораздо лучше.
Капельмейстер Банович
Жили во Владимирской губернии и профессиональные музыканты-евреи, служившие, в том числе по вольному найму, музыкантами в полках, которые квартировали во Владимире.
Наиболее известным военным музыкантом во Владимире был кларнетист Гирш Лейбович Банович. В 1886 году он окончил Варшавский музыкальный институт и 7 лет служил капельмейстером 10-го Гренадерского Малороссийского полка, квартировавшего в то время в Моршанске. Прибыв во Владимир в 1897 году, запасной рядовой Банович стал служить вольнонаемным капельмейстером 9-го Гренадерского Сибирского полка. Одновременно преподавал музыку в мужской гимназии и был капельмейстером оркестра при Добровольном пожарном обществе.
В 1898 году серьезно встал вопрос о дальнейшем проживании Г.Бановича во Владимире. Обращаясь к губернатору, капельмейстер писал, что по мере сил своих старается «быть полезным для общества своими музыкальными познаниями и честным путем зарабатывает кусок хлеба для прокормления себя и своей семьи».
По ходатайству губернатора перед Департаментом полиции Гиршу Бановичу разрешили «ввиду исключения временно проживать в г. Владимире до тех пор, пока он не оставит службы капельмейстера в означенном полку».
И Банович оправдал оказанное ему доверие, развернув кипучую деятельность. Он создает в мужской гимназии струнный и духовой оркестры, руководит ими. И в 1908 году губернатор уже запрашивает полицмейстера, не встречается ли препятствий к исходатайствованию Бановичу «награды за заслуги по Министерству Народного Просвещения».
В 1911 ‑ 1912 годах, помимо всего прочего, Банович обучает музыкантов Боголюбовского и Старовского оркестров Владимирского уездного комитета попечительства о народной трезвости. Будучи членом Правления общества детской помощи, Гирш Банович принимал деятельное участие в организации благотворительных концертов в его пользу и сам выступал в них со своим оркестром. В концертах участвовали и его племянники и племянницы. Из 11 известных нам детей его брата Моисея Лейбовича Бановича многие имели музыкальное образование.
Визиты мастеров
Стоит отметить, что в концерте 26 декабря 1912 года, сопровождавшемся балом с приглашением оркестра Бановича, участвовала знаменитая скрипачка Лея Любошиц. 13 января того же года в здании Дворянского собрания состоялся концерт «всемирно известного скрипача» Бронислава Губермана с участием пианиста Леопольда Шпильмана.
По приглашению Владимирского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), в которое была преобразована в 1915 году музыкальная школа П. Ставровского, выступали во Владимире также прославленный педагог, основатель так называемой русской скрипичной школы Леопольд Ауэр, его ученик, известный скрипач Борис Сибор (настоящая фамилия Лифшиц), участник струнного квартета Харьковского отделения ИРМО, скрипач Исаак Букининк.
Сын часовщика
И уж если речь зашла о широко известных музыкантах, то нельзя обойти вниманием следующие интересные факты.
21 октября 1912 года в так называемом еврейском поселке в с. Орехово, входившем тогда в состав Владимирской губернии, в семье часовщика Вульфа Хаимовича Флиера родился еще один сын, в последующем один из крупнейших пианистов ХХ века, с 1945 года профессор Московской консерватории Яков Владимирович (очевидно, Янкель Вульфович) Флиер (1912 ‑ 1977). Среди учеников Якова Флиера ‑ композитор и пианист Родион Щедрин.
Внук доктора
16 января 1869 года в должность городового врача Меленок вступил Исайя Гиршевич Браудо, с 1878 года городовой врач Владимира, с 1884 года владимирский уездный врач, с 1886 года владевший собственным домом на Студеной горе. Вместе с отцом приехал во Владимирскую губернию и вырос здесь его сын, историк, писатель и общественный деятель Александр Исаевич Браудо ‑ отец выдающегося российского органиста Исайи Браудо (1896 ‑ 1970).
Музыкальные магазины
Внесли свой вклад в музыкальное воспитание владимирцев и предприниматели, торговавшие пластинками, граммофонами, музыкальными инструментами. Наиболее известными из магазинов владели Хава Перкус (Большая улица, дом Ковалева, позднее ‑ дом городского Общества рядом с булочной Курнавина) и чета Ржительницких, Арон и Фейга. В первом продавались скрипки, гитары, балалайки, мандолины, граммофоны, во втором ‑ патефоны, граммофоны, пластинки в большом выборе, рояли, пианино и ноты. При магазине Ржительницких находилась мастерская по ремонту музыкальных инструментов.
Как явствует из газет, в магазине также продавались билеты на концерты приезжих знаменитостей, в частности Б.Губермана.
В мемуарах М.Косаткин упомянул «большой магазин Ржительницкого, бойко торговавший входившими тогда в моду граммофонами и всевозможными граммофонными пластинками с записями голосов Шаляпина, Вяльцевой, Неждановой, что являлось благородным развлечением обывателя».
Источник: «Владимирские Ведомости»