Владимирский край История

Летчик герой Николай Каманин

 Память: эпоха легендарного Каманина

Николай Каманин

30 октября 2009 г. в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, вспоминали о Николае Каманине, уроженце Владимирской области, одном из первых Героев Советского Союза. Церемония передачи в дар музею бронзового бюста легендарного летчика собрала лишь часть тех, кто считает Каманина своим героем.

Это была очень представительная встреча — более 150 человек (почти вдвое больше, чем ожидалось) — военные и гражданские, летчики и полярники, моряки и космонавты, юные и в преклонных годах. Присутствовала большая группа наших земляков — из Владимирского землячества в Москве.

Конечно, каждый Герой Советского Союза — это выдающийся человек, чей подвиг дорог для всей страны. И все-таки редкость, чтобы героя считали своим, особенно близким, образцом для себя столько людей разных профессий и возрастов. Недаром один из выступавших на церемонии сказал, что жизни Николая Каманина по насыщенности совершенного хватило бы на пятерых.

Прежде всего, Каманина чтят авиаторы, ведь это один из первых советских летчиков, который доказал, что военные пилоты сильны не только в бою, но и в спасательных операциях невероятной сложности.

Каманин в сложных метеоусловиях на самолете Р-5 совершил вместе с товарищами перелет Олюторка — Ванкарем протяженностью около 2500 км и за девять рейсов вывез из ледового лагеря несколько десятков полярников.

Такого еще никто не делал — военные пилоты (лишь Василий Молоков был опытным полярным летчиком), никогда не летавшие на Крайнем Севере надо льдами, выполнили сложнейшее задание. Причем по варианту, предложенному именно Каманиным, хотя многие настаивали на другом маршруте. Об этом споре между участниками спасательной операции в советское время молчали. Он, молодой летчик, которому еще и 25-ти не было, настоял, взял ответственность за правительственное задание на себя — и оказался прав.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Николаю Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (Золотая Звезда Героя появилась позже).

Николай Каманин - марка

И вот спустя столько лет другой Герой Советского Союза, тоже военный авиатор, бывший командующий дальней авиацией в 1955-1962 годах, позже главком ПВО Василий Решетников говорит о том, что не только был смолоду вдохновлен подвигом Николая Каманина, но еще и лично ему благодарен — за спасение среди челюскинцев своего дяди Федора Решетникова, ставшего известным художником (помните картину «Опять двойка»?).

В Великую Отечественную войну Каманин командовал сначала дивизией, а затем корпусом штурмовой авиации. Он внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в крупнейших операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Кумир полярников

Полярники, причем всех специальностей, естественно, считают Николая Каманина своим героем. Именно потому, что он участвовал в спасении экспедиции на «Челюскине» в апреле 1934 года. И не просто участвовал — он был командиром группы героических летчиков. Полярники продолжают изучать его опыт и события жизни. Бюст героя изготовлен к его столетию именно по инициативе полярников, ветеранов-папанинцев. В Ассоциации полярников подготовили и новую книгу о Каманине, где много малоизвестных фактов и редких фотографий.

Моряки благодарны Каманину — ведь он спасал экипаж и пассажиров уничтоженного льдами парохода «Челюскин». А значит, его личность символизирует покорение двух стихий — и воздуха, и моря.

С 1960 года Каманин был тесно связан с освоением космоса, руководил подготовкой космонавтов, начинал разработки военного использования космоса. Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Борис Волынов (из первого, гагаринского, отряда космонавтов) не может забыть, как тепло, по-отечески встретил его Каманин в 1969 году после «шоковой» аварийной посадки.

 

Пример для земляков

И, естественно, он герой для земляков — жителей Владимирской области, и особенно Меленок.

Среди представителей Владимирского землячества в Москве на церемонии выделялись трое — закончивших ту же меленковскую школу, где учился Николай Петрович, только уже в 60-е годы.

 

Для них Каманин был маяком в жизни. Виктор Барынькин и Евгений Кашицын не видели для себя другой судьбы, кроме как идти в военное училище, как Каманин! Оба стали генералами — причем не в кабинетах, а на войне, в Афганистане. Виктор Барынькин командовал пехотной дивизией, а вот Евгений Кашицын стал генералом авиации! Причем, к его радости, ему довелось одно время служить в той самой авиационной части на Дальнем Востоке, откуда Каманин с товарищами и отправился спасать челюскинцев. В 30-е годы это была известная еще с Гражданской войны эскадрилья имени Ленина. А в наше время — это вертолетный полк.

Еще одному выходцу из Меленок — Геннадию Малышеву военным стать не довелось, зато он стал известным геофизиком, прошел в экспедициях всю страну.

 Легенда

Как-то мы подзатерли понятие «человек-легенда». А в день церемонии передачи бюста Каманина музею на Поклонной горе оно звучало многократно и как нельзя кстати.

Начать хотя бы со дня рождения Николая Каманина. Ведь знаток энциклопедий мог бы удивиться, почему в этом году опять отмечали столетие Каманина. Ведь, по официальным данным, он родился 18 октября 1908 года. Так вот нет! На самом деле Каманин приписал себе один год, чтобы совсем юнцом подняться в небо, поступить в престижнейшую на то время Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в 1928 году. Он был младше многих сокурсников, но уже был лидером среди них.

Источник: РИГУ «Владимирские Ведомости»

Оставить комментарий