Без рубрики

Немного о владимирских воеводах

Роман Евстифеев приглашает всех желающих на публичную экскурсию

7 апреля в 13.00 состоится наша традиционная Публичная Экскурсия

Экскурсия проводится в честь события, которое произошло в эти же дни, на этом же месте, но 403 года назад, то есть в конце марта (по старому стилю) 1609 года.
Времена были тогда мутные, как вы помните все было непонятно, с одной стороны Лжедмитрий, его сподвижники, польские войска, казаки и т.д. С другой стороны вроде как царь Василий и вроде как Московское государство, почти разваленное.
Вот в этой сложной ситуации владимирцы и совершили свой выбор.

Начало экскурсии в 13.00. Сбор всех желающих у Дома губернатора (ныне — ГТРК "Владимир"), недалеко от Дмитриевского собора.
Кстати, именно на этом месте когда-то был воеводский двор.

По этому поводу хотелось бы напомнить канву тех событий и немного рассказать про владимирского воеводу Михаила Вельяминова.

В истории Владимирского края есть немало примечательных событий, которые до сих пор недостаточно изучены. Одним из них является убийство владимирцами своего воеводы Вельяминова. Это случилось 27 марта 1609 года во время страшной великой Смуты. В допетровской Руси воевода в провинции являлся высшим должностным лицом. Он был тем, чем позже стал губернатор. Убийство воеводы-губернатора подчиненным ему населением — такое беспрецедентное событие во Владимире случилось лишь однажды. Как же все произошло и кто такой этот воевода Вельяминов?В истории Владимирского края есть немало примечательных событий, которые до сих пор недостаточно изучены. Одним из них является убийство владимирцами своего воеводы Вельяминова. Это случилось 27 марта 1609 года во время страшной великой Смуты. В допетровской Руси воевода в провинции являлся высшим должностным лицом. Он был тем, чем позже стал губернатор. Убийство воеводы-губернатора подчиненным ему населением — такое беспрецедентное событие во Владимире случилось лишь однажды. Как же все произошло и кто такой этот воевода Вельяминов?

В трудах по истории Владимира об убийстве воеводы вспоминают нередко. Но обычно авторы предельно лаконичны. Сюжет вкратце таков. В 1609 г. владимирский воевода Вельяминов поддерживал самозванца Лжедмитрия II, прозванного «Тушинским вором» — по военному лагерю в подмосковном селе Тушино. Этот претендент на русский трон при помощи поляков осаждал Москву. В столице затворился «боярский царь» Василий Шуйский. По всей стране, в том числе и на Владимирщине, шла война между приверженцами «царя Дмитрия» и царя Василия. Партия Шуйского, опираясь на Нижний Новгород, наступала на Владимир, Муром, Суздаль и другие города, занятые в 1608 г. отрядами самозванца. Владимирский воевода Вельяминов сопротивлялся нижегородцам.

В изданном в 1997 г. во Владимире учебном пособии для школ «История Владимирского края с древнейших времен…» под редакцией Д.Копылова о событиях 1609 г. написано так:

«Владимирцы подняли восстание, в котором участвовали представители всех социальных слоев… Воеводу П.Вельяминова схватили и повели исповедоваться протопопу соборной церкви. После исповедывания протопоп публично назвал Вельяминова врагом Русского государства. Воеводу вывели на площадь и «всем миром» забили камнями насмерть. Затем жители отворили ворота города нижегородцам и присягнули В.Шуйскому».

Откуда такие факты? Все вышеизложенное — сокращенный пересказ отрывка из «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьева. У Соловьева, кстати, Вельяминов назван только по фамилии без инициала «П.». А откуда почерпнул сведения классик отечественной историографии? Поиски привели к источнику начала XVII века, известному как «Новый летописец». Одна из глав «…Летописца» называется «Об обращении города Владимира»:

«В городе же Владимире познали люди дьявольскую прелесть и, помня о своих душах и крестном целовании, начали обращаться к Московскому государству. Воевода же Михаил Тумак Вельяминов не захотел обратиться к Московскому государству и к царю Василию и начал стоять за Вора. Люди же города Владимира его схватили и повели в соборную церковь, чтобы ему причаститься. Отец же его духовный, соборный протопоп, его причастил, и вели его из церкви, и говорили всем людям: «Сей враг есть Московскому государству». Они же его взяли и миром убили камнями, а сами поцеловали крест царю Василию и с воровскими людьми н

Оставить комментарий