История

Как владимирцы помогали Сербии в народно-освободительной войне

Война в Сербии
avatar
Автор: vladimirblog

Между сербским и русским народом издавна живет братская взаимосвязь и взаимопомощь. Глава Русской православной церкви в ходе визита 14-16 ноября 2014 года не раз подчеркивал общность нашей веры и нашей истории: героической и трагической одновременно.

Братья-славяне

Одна из страниц этого взаимодействия относится к суровым годам османского владычества. Судьба родственных славянских народов Балканского полуострова, страдавших от гнета турок-осман, вызывала искреннее сочувствие у жителей Владимирского края. До предела была накалена обстановка на Балканах в 1870-х годах: зверские убийства христиан, совершенные османами в октябре 1874 года в Подгорице (Герцеговина), привели к восстанию славян в Герцеговине и Боснии летом 1875 года.
Тревожные вести о бедствиях в южнославянских землях начали распространяться в русском обществе. 1 октября 1875 года (все даты по старому стилю) «Владимирские Епархиальные ведомости» опубликовали воззвание архимандрита Саввы, который от лица сербского народа просил «вспомоществовать бедствующим, присным в вере». Газета разъясняла: герцеговинцы, будучи не в состоянии переносить далее тиранию, варварство, гнетущую злобу, насилие турок, взялись за оружие, и рассказывала читателям о «живом сочувствии» славянам в Петербурге, Москве и других городах.
Редакция газеты начала сбор пожертвований в пользу православных славян. Московский славянский комитет распространил во Владимире и других городах губернии воззвания, одно из которых ныне хранится в коллекции «Документы» ВСМЗ. В нем говорилось, что помощь славянам для русского общества — это не только долг кровного родства и единства в вере, не только долг христианского милосердия и человеколюбия ‑ это долг нашей народной чести.

Пожертвования от всех сословий

Координатором деятельности по оказанию помощи славянам в 1876 году во Владимирском крае стало местное управление Общества попечения о больных и раненых воинах, председателем которого являлся губернатор Судиенко. Пожертвования поступали от крупных фабрикантов, обывателей, в виде отчислений от жалованья чиновников, полицейских и служащих тюремного замка. Даже подданные Англии, Германии и Швейцарии, жившие во Владимирской губернии, передавали деньги жертвам в Боснии, Герцеговине и Болгарии.
Даже небогатое владимирское крестьянство жертвовало по 1-2 копейки с души, однако многочисленность подаяний позволила собрать немалые суммы. Некоторые крестьянские общества проявляли инициативу: так, крестьяне Бережецкой волости Юрьевского уезда и Варежской волости Муромского уезда на сходах решили жертвовать ежегодно по копейке с души на протяжении 6 лет, за что им была объявлена искренняя признательность губернатора. И это — в неурожай, бескормицу и падеж скота последних лет. Плюс собирали деньги для облегчения участи погорельцев (в губернии летом 1876 года много семей пострадало от пожаров в Вязниковском, Шуйском, Владимирском уездах). Кроме денег крестьяне посылали холст, бинты, нитки, шерстяные чулки и носки, рубахи, платки, полотенца.
С 15 июля по 15 сентября 1876 года в Главное управление общества попечения о раненых и больных воинах было отправлено 11422 руб. 34 коп. Полезная деятельность Владимирского местного управления заслужила благодарность августейшей покровительницы общества императрицы Марии Александровны.

Несмотря на запрет властей и родни

Добровольцы Гусевской фабрики МальцеваНо правительство России занимало в то время в славянском вопросе двойственную позицию. С одной стороны, оно негласно поощряло славянское движение, посылало финансовую помощь, а с другой — до всех уездных исправников губернии было доведено распоряжение императора о том, что «отправление нижних чинов, принадлежащих запасу, не должно быть допускаемо».
Несмотря на запрет властей, 26 августа трое добровольцев из числившихся в запасе солдат поездом отправились из Шуи в Сербию. К сожалению, имена волонтеров остались неизвестными. Защитить «честной крест» отбыли на Балканы и пятеро добровольцев из рабочих Гусевской фабрики. Их проводы проходили на площади поселка Гусь (ныне город Гусь-Хрустальный). Уникальный свидетель того времени — выцветшая от времени фотография «Напутственный молебен 3 октября 1876 г. на Гусевской фабрике Мальцева Владимирской губернии отправившимся добровольцам на войну в Сербию за угнетаемых христиан под варварством турок» — сохранила нам имена храбрецов: В.С.Колмыков, Н.П.Кондратьев, С.П.Бондорев, И.Г.Боровков, Г.Ф.Любимов.
Среди добровольцев были крестьяне, рабочие, купеческие сыновья, интеллигентные юноши-романтики. Сын отставного подполковника Гедройца Аркадий, причисленный для отправления воинской повинности к 1-му призывному участку Владимирского уезда, в сентябре 1876 года приписался к 5-му участку Москвы и оттуда без ведома родителей отправился в Сербию. С 1 октября он воевал в Сербской армии, имел два свидетельства Сербского правительства о заслугах, а 23 февраля 1877 года был уволен в отставку. Вернулся домой Аркадий Гедройц в апреле 1877 года, когда Россия начала войну против Турции. Все попытки отца уберечь сына и зачислить его в ратники ополчения не увенчались успехом. Участие Гедройца в Сербской войне было расценено военным ведомством как небрежное отношение к исполнению воинской повинности в России, и вероятнее всего, он был призван в армию. Как дальше сложилась его жизнь ‑ неизвестно.

Штабс-капитан Столетов

Штабс-капитан Д.Г.СтолетовНо Сербской армии нужны были кадровые военные. Штабс-капитан Д.Г.Столетов, детство и юношество которого прошли во Владимире, служил на Петербургском патронном заводе. Летом 1876 года он отправился на Балканы. В Сербскую армию Дмитрий Григорьевич был принят артиллерийским капитаном II класса 8 сентября 1876 года. После первых успехов Сербская армия стала терпеть поражение. 17 октября турки прорвали фронт, и разбитые сербы в беспорядке бежали. Но артиллерия до последней минуты не прекращала огня и прикрывала отступление войск. Командир 1-й Русско-болгарской добровольческой бригады подполковник Депрерадович вспоминал, что вместе со штабс-капитаном Столетовым они едва не попали в руки турок…
Только русский ультиматум туркам спас Сербию от разгрома. 20 ноября 1876 года Турция согласилась на двухмесячное перемирие. Было отдано распоряжение об отправке добровольцев на Родину. К концу 1876 года вернулся с фронта домой и Столетов. За военные заслуги в ходе кампании он был награжден Миланом, князем Сербским, орденом и медалью «За храбрость».

Сочувствие не ослабело

Война завершилась, но конфликт не был исчерпан, Восточный кризис перешел в новую стадию. Приближалась война России с Турцией (1877-1878). В российском обществе царил патриотический подъем. Юрьевское, Судогодское, Суздальское земства в конце декабря 1876 года обратились к императору с адресами ‑ они выражали полную поддержку и готовность взяться за оружие «за честь дорогой нам Родины и свободу угнетенных братьев наших». Сочувствие русского общества к бедствиям славян не ослабело, «еще не оскудела рука доброго русского народа, изведавшего, что такое горе да беда, способного уважать несчастье ближнего».

 

Источник: Владимирские ведомости

Оставить комментарий