Европейский богатырь Илиас Русский, или Илья Муромец в европейских легендах
Под именем Илиас (по-русски Илья) в эпических легендах древних немецких земель сражался любимый богатырь Руси ‑ Илья Муромец. Теперь никто уже до конца не распутает клубок представлений о былинном герое ‑ в нем слились и фольклорный персонаж, и русский святой, и воин из саги.
С древних времен помнится в здешних краях место, где стояла изба Ильи Муромца, часовни, возведенные над родниками, выбитыми копытами богатырского коня. Да и как быть с прямыми потомками Ильи, крестьянами Гущиными? Происхождение фамилии, убедительно объясняется тем, что дом их предка, Ильи Муромца, поодаль от деревни, в густом лесу.
Сага о Тидреке
А вот в средневековой поэме «Ортнит» Илиас из Руси ‑ дядя и наставник короля Ортнита, правителя Гарды в Ломбардии. Вместе с Ортнитом и его отцом, духом-карликом Альберихом, Илиас совершает военную экспедицию в Сирию, против языческого царя Махореля. Военная кампания кончилась трагически, автор поэмы пишет даже, что Илиас, раздосадованный гибелью своих пяти тысяч воинов, приведенных им из Руси, убивает беззащитных женщин. Впрочем, эти кровавые обвинения, как мы теперь видим, никак не повлияли на формирование образа христианского богатыря, защитника добра… Исследователи полагают, что произошло это благодаря тому, что уже после распада единого древнерусского государства попавшим со временем на Русь европейским преданиям народ просто не захотел верить. В условиях жестокой сословной борьбы в России в XVI веке, вызванной процессом закрепощения крестьянства, известность Ильи как богатыря-крестьянина (так народное сознание трансформировало информацию, что он был христианином по вере) способствовала быстрому росту популярности витязя, превращению Ильи Муромца в главного русского эпического героя и богатыря.
Провинциал в столице
Прибудет час, коли службе нашей будет потреба!». Есть и свидетельство более высокопоставленного лица — в 1594 году посланник австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в своих путевых заметках сделал запись о виденной им в киевском Софийском соборе разрушенной гробнице богатыря:
«В другом приделе была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или, как говорят, богатырь, гробница эта ныне разрушена, но другая гробница его товарища еще цела в той же часовне».
«Прямо пойдешь ‑ святость найдешь»
С XVI века и до настоящего времени в Антониевых Ближних пещерах Киево-Печерской лавры известно погребение монаха и воина Ильи Муромца, которого c древности отождествляли с былинным Ильей. На постаменте памятника основателю города Владимира он так и изображен ‑ с соответствующей подписью и нимбом над головой. Покойный, инок Илья, действительно был богатырской комплекции: рост 1 метр 78 сантиметров (это на голову выше тогдашнего среднего воина), крепкое телосложение и умер героической насильственной смертью. На мощах святого в наши дни Ильи обнаружены две колотые раны — одна на руке, а другая ‑ смертельная — в области сердца. На протяжении столетий мумифицированные останки Ильи Муромца в открытом гробу выставлялись на всеобщее обозрение как одно из свидетельств святости древних обитателей монастыря. Вместе с другими, погребенными в Киевских пещерах монахами в XVII веке Илья удостоился общенациональной канонизации. В православных календарях память «преподобного Ильи Муромца в XII веке бывшего» отмечается 19 декабря.
Его мощная фигура продолжала долго будоражить воображение народа. В годы церковного раскола у старообрядцев родилось мнение, что мощи Ильи Муромца могут свидетельствовать об истинности старой веры. Раскольники отправляли в Киев людей, которые должны были разузнать, как же сложены у тела святого пальцы. Если два будут вместе, значит, он крестился ‑ по-старому, и нам надо так же! Увы, люди, воротившись, рассказывали, что «персты у него растянувши» и не видно, как он складывал их при крестном знамении… Но одно из таких паломничеств в начале XVIII века совершил старообрядческий священник Иоанн Лукьянов, который якобы увидел то, что хотел увидеть. В своем «Путешествии в Святую землю» он рассказывает о посещении Киевских пещер, начиная с описания мощей Ильи Муромца: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение: сложены персты, как свидетельствует Феодорий Блаженный и Максим Гре
к: крестился он двоеми персты. Тако и теперь ясно: и по смерти его плоть мертвая свидетельствует на обличение противников!».
Напоследок факт не исторический, а литературный, знакомый всем по картине «Витязь на распутье». Подумав перед знаменитым камнем с надписью «Направо пойдешь…», Илья в одной из былин по очереди пробует все три направления. Отправившись по третьей дорожке (сулившей «богату быть»), богатырь находит крест, под которым скрыт погреб, доверху наполненный золотом. На эти сокровища ничуть не разбогатевший Илья строит в Киеве церкви и монастыри, раздает золото вдовам и сиротам. А совершив доброе дело, отправляется в монастырь ‑ спасать свою душу, став иноком.
Источник: Европейский богатырь Илиас Русский.
Фильм-расследование «Илья Муромец — кто он, этот великий русский богатырь?»
Смотреть фильм «Илья Муромец»
[googlemaps https://maps.google.ru/maps?f=q&source=s_q&hl=ru&geocode=&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE&aq=&sll=56.148587,40.373475&sspn=0.150892,0.308647&ie=UTF8&hq=&hnear=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE,+%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD,+%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C&ll=56.089366,40.010562&spn=0.037783,0.077162&t=h&z=14&output=embed&w=400&h=300]