Владимирский край История

Игумен Гедеон из града Владимера

Игумен Гедеон
avatar
Автор: vladimirblog

Гедеон из Северной Фиваиды

Игумен ГедеонВ феврале 1800 года во Владимире на все лады обсуждали невиданное прежде событие: занимавший местную архиерейскую кафедру более 16 лет епископ Владимирский и Суздальский Виктор (Онисимов) по именному указу императора Павла I был отставлен «на смирение».

По одной версии, причиной этого стало столкновение епархиальной власти с властью светской, а именно с царским любимцем владимирским губернатором тайным советником Павлом Степановичем Руничем. По другой версии, падение епископа произошло вследствие его сурового обращения с приходским духовенством. Впрочем, сегодня историки больше склоняются к первому варианту толкования тех давних событий.

Так или иначе, изгнание Преосвященного было беспрецедентным для тех времен. Но даже взбалмошный император Павел не решился лишить опального владыку епископского сана. Бывший владимирский архиерей был отправлен в Юрьевский монастырь на окраине Великого Новгорода, где ему отвели специальные покои и даже назначили пенсию в 1000 рублей в год — внушительную в ту пору сумму. Вместе с епископом Виктором в изгнание отправились и несколько представителей духовенства из его ближайшего окружения. В их числе — игумен Гедеон родом из города Владимира, в миру звавшийся Григорий Мошатин, потомок известного в губернской столице купеческо-мещанского рода.

 

 

Келейник епископа Виктора

Предки и родня Мошатина торговали шорным товаром — конской сбруей, уздечками, кнутами и седлами, одна из их лавок находилась в самом центре Владимира — на Большой Московской улице. Но Гриша с юных лет любил бывать в храме, знал наизусть церковные службы, рано научился читать и просиживал над священным писанием и житиями святых. Так вместо приказчика при лабазе он стал алтарником, а потом в возрасте 21 года в 1782 году решил принять иноческий постриг, сменив имя на Гедеон.

Способного монаха заметил новый епископ Владимирский и Суздальский Виктор, который приблизил его к себе и рукоположил в иеромонаха, а в 1799 году — в игумена. После падения иерарха 39-летний игумен Гедеон решил не оставлять своего прежнего покровителя и тоже покинул родной Владимир. Как оказалось — навсегда.

Лишившись епархии, епископ Виктор, тем не менее, пользовался уважением собратьев-архиереев, которые со-чувствовали невинно пострадавшему коллеге. Петербургский и Новгородский митрополит Гавриил (Петров), в пределах духовного округа которого пребывал на покое Преосвященный Виктор, тоже оказывал ему знаки внимания и дозволял участвовать в архиерейских службах. По просьбе бывшего владимирского епископа митрополит в том же 1800 году назначил игумена Гедеона настоятелем небольшого Деревяницкого монастыря в Великом Новгороде.

Спустя 4 года новый петербургский митрополит Амвросий (Подобедов), уроженец Владимирской епархии, вероятно, тоже не без ходатайства епископа Виктора, перевел своего земляка Гедеона (Мошатина) настоятелем в другой новгородский монастырь — Сковородский, возведя его в сан архимандрита. Позже архимандрит Гедеон занял настоятельское место в еще более крупной и богатой Николо-Вяжищской обители близ Новгорода.

Настоятель обители Кирилла Белозерского

В 1817 году епископ Виктор (Онисимов), рядом с которым отец Гедеон прослужил почти 35 лет, скончался в нов-городском Юрьевском монастыре. После этого митрополит Амвросий перевел архимандрита Гедеона настоятелем в Кирилло-Белозерский монастырь — один из самых крупных и древних в России, который прежде опекали суздальские
и стародубские князья. Однако к тому времени обитель, основанная учеником Сергия Радонежского преподобным Кириллом Белозерским и по размерам превосходившая все владимирские и суздальские монастыри, уступая лишь Соловкам и Троице-Сергиевой лавре, потеряла былое великолепие и утратила прежнее богатство.

Архимандриту Гедеону пришлось употребить весь свой немалый административный опыт и связи, чтобы навести порядок, укрепить дисциплину среди иноков и послушников, а также найти средства для обустройства обители. При нем начались масштабные ремонтные работы, были приведены в порядок храмы, братские кельи и когда-то грозные монастырские стены. Благодаря нашему земляку удалось сохранить немало замечательных исторических памятников главного монастыря Северной Фиваиды (как издавна именуется Вологодская земля), которыми ныне любуются туристы всего мира.

За труды по должности настоятеля и в качестве незаурядного проповедника его высокопреподобие был пожалован «Анной на шею» — орденом св. Анны II степени, достаточно высокой наградой. Еще ранее он был награжден наперсным крестом на ленте ордена св. Владимира — в память о пожертвованиях для действующей армии во время Отечественной войны 1812 года, а потом получил еще один наградной позолоченный наперсный крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.

Архимандрита Гедеона ценили преемники Амвросия (Подобедова) на столичной кафедре митрополиты Петербургские и Новгородские Михаил (Десницкий) и Серафим (Глаголевский). Кирилло-Белозерским монастырем он управлял вплоть до своей кончины. Лишь слабое здоровье не позволило ему самому стать архиереем. Архимандрит Гедеон скончался в 1829 году в возрасте 68 лет после тяжелой болезни и был погребен в церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в центре Кирилловской обители. Добрая память об этом настоятеле сохранялась в монастыре вплоть до его закрытия в 1920-е годы.

Под белокаменной плитой

Недавно директор Историко-краеведческого музея Ковровского района Элла Фролова, посвятившая свою кандидатскую диссертацию истории Владимиро-Суздальской епархии и местного духовенства, решила отыскать надгробие уроженца Владимира Гедеона (Мошатина) в Кирилло-Белозерском монастыре, отправившись для этого в город Кириллов Вологодской области. Было известно, что над могилой архимандрита была установлена массивная белокаменная плита с пространной эпитафией. Однако Владимирский храм в обители, большую часть которой ныне занимает музей, закрыт для посетителей. Все же благодаря помощи заместителя директора по хранению Ольги Вороновой и после бдения в «холодильнике» старого храма (при уличной температуре + 25 градусов  внутри было + 14), памятник архимандриту Гедеону удалось отыскать.

Надгробие представляет собой плиту трапециевидной формы с аркатурной обработкой боковых граней и гладкой лицевой поверхностью, украшенной по краям ногтевидным бордюром и рельефным Георгиевским крестом вверху. Плита неплохо сохранилась, хотя, видимо, не целиком — один край то ли сбит, то ли стесан. На памятнике четко различима эпитафия, занимающая 17 строк (прежде их, возможно, было больше) и кратко рассказывающая о земном пути архимандрита. Начинается она так:

«На семь месте погребено тело Архимандрита Гедеона и Кавалера родившагося во Владимере…»

 

В будущем помещение храма, где находится плита, собираются открыть для посещения, пока же там идет реставрация.

В музее Кирилло-Белозерского монастыря нашелся и написанный масляными красками парадный портрет Гедеона (Мошатина), изображение которого ранее нигде не публиковалось. Вероятно, прежде он украшал настоятельский корпус Кирилловской обители. На нем архимандрит запечатлен со всеми наградами и регалиями. Теперь владимирцы могут увидеть незаурядного выходца из своего города, который, не принадлежа по рождению к среде духовенства, тем не менее, достиг высоких постов в церковной иерархии, в разное время управляя четырьмя монастырями, в том числе Кирилло-Белозерским — одним из самых больших в России.

Источник: Гедеон из Северной Фиваиды

Оставить комментарий