История

Гусевский стекольный олигарх Иван Мальцов

Мальцов Иван Акимович
avatar
Автор: vladimirblog

Гусевский стекольный олигарх Иван Мальцов сумел превратить в личную прибыль даже уничтожение русской миссии в Тегеране в 1829 году. Своим спасением он был обязан подкупленным персам, а в качестве компенсации за пережитый ужас получил ордена, звания и право беспошлинной торговли своей продукцией на Востоке.

 

Спасительные 200 червонцев

 

Споры о чудесном спасении Ивана Мальцова в тегеранской резне не прекращаются даже в наши дни. Что уж говорить о русском обществе 185-летней давности! Тогда, казалось, не было темы актуальнее: как это первому секретарю русского посольства одному удалось выжить в ужасной резне? Не предатель ли он?
А Мальцов и не скрывал ‑ дал персам денег.
«Я обязан чудесным спасением своим как необыкновенному счастию, так и тому, что не потерялся среди ужасов, происходивших перед глазами моими. Я жил рядом с табризским мехмендарем нашим Назар-Али-Ханом Авшарским, на самом первом дворе. Кроме меня, русских там не было… Когда народ, с криком, волною хлынул мимо окон моих, я не знал, что думать, хотел броситься к посланнику и не успел дойти до дверей, как уже весь двор и крыши усыпаны были свирепствующей чернью… Не прошло пяти минут, как уже резали кинжалами перед глазами моими курьера нашего Хаджатура. Между тем народ бросился на второй и третий двор: там завязалась драка, началась перестрелка. Увидев, что некоторые из персиян неохотно совались вперед, я дал одному феррашу моему 200 червонцев и приказал ему раздать оные благонадежным людям, ему известным, собрать их к дверям моим и говорить народу, что здесь квартира людей Назар-Али-Хана. Я сидел, таким образом, более трех часов в ежеминутном ожидании жестокой смерти; видел, как сарбазы и ферраши шахские спокойно прогуливались среди неистовой черни и грабили находившиеся в нижних комнатах мои вещи. Неоднократно народ бросался к дверям, но, к счастию, был удерживаем подкупленными мной людьми, которые защищали меня именем Назар-Али-Хана. Потом, когда уже начало утихать неистовство, пришел серхенг и приставил караул к дверям моим. Ночью повел он меня во дворец, переодетого сарбазом», — писал Мальцов своему непосредственному начальнику, тогдашнему министру иностранных дел России графу Карлу Нессельроде в отчете о случившемся.

Тегеран-29

Людям XXI века придется долго объяснять, кто такие Назар-Али-Хан (правитель одной из персидских провинций, сопровождал миссию Грибоедова до Тегерана. — Прим. ред.), сарбазы (персидские солдаты) и ферраши (слуги), серхенг (командир солдат, офицер) ‑ но суть не в этом. За свое спасение Мальцов заплатил деньги. Более того, он, видимо, заранее знал, что что-то такое готовится, иначе отчего поселился отдельно от остальной миссии?
Знаменитый советский писатель Юрий Тынянов давно вынес свой приговор ‑ и он для Ивана Мальцова неблагоприятен. Почитайте «Смерть Вазир-Мухтара».

Но зачем миссия в Персию отправилась?

Только что закончилась жестокая русско-персидская война 1827-1828 годов. Войну затеяли персы, они хотели вернуть себе владения в Армении. Победили в войне русские. После победы над персами и подписания Туркманчайского мирного договора посольство Грибоедова отправилось в Тегеран в основном для того, чтобы требовать от персов выплаты солидных остатков 20-миллионной контрибуции.
Шах Персии Фехт-Али и его сыновья, один из которых ‑ Аббас-Мирза — фактически правил страной, а на войне командовал и армией, встретили русское посольство внешне с почетом. Воевать ни Россия, ни Персия уже не хотели. Но общество в Персии было настроено слишком антироссийски. Военное поражение ‑ плюс, очевидно, козни наших «заклятых друзей» англичан привели к тегеранской резне.
Наше посольство прибыло в Тегеран осенью 1828 года, а уже в январе 1829 года было полностью вырезано. Выжил лишь Иван Мальцов.
По его же отчету на имя Нессельроде выходило, что поводом к резне стало то, что Грибоедову пришлось приютить главного евнуха шахского гарема Мирзу-Якуба ‑ армянина по национальности. Тот желал вернуться в Эривань (Ереван). Причем эти действия не были самодеятельностью Грибоедова — по инструкции МИДа, он был обязан помогать всем, кто обратится в посольство с подобными просьбами.
Факт укрытия в русском посольстве близкого к шаху человека «раскрутили» антирусские силы в персидских верхах. Плюс, еще о возвращении в Армению попросили две пленницы из гарема Алаяр-хана (зятя шаха). И Аббас-Мирза, и Алаяр-хан были настроены антирусски. Им ничего не стоило настроить народ ‑ мол, русские насильно забирают женщин ‑ и вести тегеранскую чернь на штурм миссии.
Сам шах, правда, всеми силами пытался потом доказать, что «был не при делах». Иван Мальцов в донесении Нессельроде уверял, что шах знал о готовящейся расправе и негласно ее поддерживал.

Резня

Сам разгром русского посольства состоялся в два приступа. Сначала толпа персидской черни убила евнуха Мирзу-Якуба и увела армянок. Через полтора часа тысячи фанатиков накинулись на русскую миссию. Многие персы были вооружены ружьями и саблями.
Кроме интернациональной команды чиновников и служащих нашу миссию защищали три десятка казаков. Все бились и все погибли. Все, кроме Мальцова.
Грибоедова последний раз живым видели, когда он, вооруженный саблей, сражался против толпы. Рядом погибал казачий урядник, защищавший посланника до последнего… Мальцов тем временем отсиживался в доме по соседству, «более трех часов в ежеминутном ожидании жестокой смерти»…
Есть подозрения, что за всем этим кошмаром стояли англичане. На посла Макдональда мало кто думал: он был другом Грибоедова. А вот агентов Ост-Индской компании сильно подозревали — тем более что толпа ворвалась было и на территорию британской миссии. Там убили русских, находившихся при лошадях. Но в отличие от русской миссии толпа у англичан ничего не разграбила…

Награды и выгоды

Как это часто бывает, Мальцов не только не был наказан, но и получил два ордена. Читаешь аннотации ‑ и диву даешься: 9 мая 1829 года высочайшим указом «во внимание к примерному усердию и благоразумию, оказанным во время возмущения в Тегеране» он был награжден орденом Святого Владимира II степени. А 10 ноября 1830 года за те же «подвиги» — еще одним высочайшим указом

«во внимание к благоразумию, оказанному как после убийства статского советника Грибоедова во время возмущения в Тегеране, так и при отправлении должности генерального консула, всемилостивейше пожалован, по засвидетельствованию генерал-фельдмаршала графа Паскевича Эриванского, кавалером ордена Святой Анны II степени».

Мальцов продолжил блестящую карьеру в Министерстве иностранных дел. И хотя резня в тегеранском посольстве России вызвала дипломатический скандал, обе стороны его быстро замяли. Николаю Первому среди богатых персидских даров достался знаменитый алмаз «Шах» — и царь на радостях предал «вечному забвению злополучное тегеранское происшествие».
Не забыли персы и Мальцова. В конечном итоге шах разрешил ему беспошлинную торговлю хрусталем и стеклом в Персии. Иван Сергеевич Мальцов вместе со своим дядей Иваном Акимовичем наладил в Гусе производство специальных ориенталистских изделий (сосуды, кальяны) и с успехом начал продавать их на новых рынках сбыта: и на Ближнем Востоке, и в Закавказье, и в Средней Азии. Тем более что Грибоедов успел познакомить Мальцова со многими людьми, через которых можно было вести дела в Иране. По сей день в Музее хрусталя в Гусь-Хрустальном можно увидеть образцы той продукции.
Так получалось у многих Мальцовых: даже трагедию они оборачивали себе на пользу. Наверное, в этом они совсем не отличались от сегодняшних олигархов.

КСТАТИ

К началу 1880 года из всех стеклянных и хрустальных заводов Мальцова два крупнейших были Гусевский (517 рабочих) и Уршельский (375 рабочих). Годовой оборот одного лишь Гусевского завода составлял 900 тысяч рублей. Чтобы представить, сколько это на наши деньги, напомним ‑ примерно в те же годы Россия продала Штатам Аляску за 7,2 миллиона долларов. 1 доллар стоил 1,3 рубля.

Оставить комментарий