Достойная карьера
К началу военных действий на море 39-летний инженер-механик Зверев был уже опытным военным — прослужил на море (вместе с учебой) 19 лет.
Василий Зверев родился 26 декабря 1865 года в Муроме в купеческой семье. Окончил местное реальное училище, а в 1885 году поступил в Техническое училище Морского ведомства. Располагалось оно в Кронштадте.
По окончании училища с 1889 по 1898 год инженер Зверев служил на Черноморском флоте. За эти годы он прошел блестящую школу практического инженера. С сентября 1896 по октябрь 1897 года наш земляк Зверев проходил обучение в Минном офицерском классе. К своим старым знаниям он прибавил новые и стал минером.
Сохранились воспоминания одного из офицеров Д.В.Никитина: «Был в числе слушателей инженер-механик из Черного моря Василий Васильевич Зверев. Окружающие все его очень любили, но, пользуясь его добродушием и незлобием, иногда над ним подшучивали…»
За достойную службу Отечеству и государю еще в 1896 году В.В.Зверев был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. А в декабре 1900 года он получил орден Святой Анны 3-й степени. В начале ХХ века участвовал в боевых действиях в территориальных водах Китая и отличился. В 1902 году на груди военно-морского инженера-механика появилась третья награда — серебряная медаль в память военных событий в Китае в 1900-1901 годах.
А перед началом русско-японской войны его перевели на сторожевой миноносец «Сильный» в Порт-Артур. Это произошло 6 января 1903 года.
Не щадя живота своего
Миноносцы сыграли особую роль в русско-японской войне. Их экипажи несли сторожевую службу и ходили в дозоры. Им не раз приходилось отражать яростные атаки вражеских боевых кораблей разного класса.
Японцы с первого дня войны лелеяли надежду в кратчайшие сроки захватить главную военно-морскую базу России на Дальнем Востоке — Порт-Артур. Не сумев овладеть крепостью с ходу в конце января 1904 года, японцы начали готовить второе морское вторжение, которое состоялось в ночь на 14 марта. Вторая попытка японцев прорваться в акваторию Порт-Артура тоже провалилась. В «Летописи войны с Японией» № 3 за 1904 год опубликована телеграмма вице-адмирала Макарова Николаю II от 14 марта:
«Всеподданнейше доношу, что сего 14 марта в 2 часа ночи, неприятель сделал вторую попытку заблокировать вход во внутренний рейд. С этой целью он направил ко входу 4 больших коммерческих парохода в сопровождении шести миноносцев. Неприятельские суда были своевременно открыты прожекторами, подверглись обстреливанию батарей и сторожевых лодок «Бобр» и «Отважный».
Опасаясь прорыва неприятельских судов, командир сторожевого миноносца «Сильный» лейтенант Криницкий бросился в атаку и миной взорвал нос передовому из них, который повернул вправо, а за ним последовали два других парохода, так что все 3 выкинулись правее входа. Четвертый пароход взял влево и затонул также в стороне от форватера.
Миноносец «Сильный» вступил в бой с шестью миноносцами. На нем убиты старший инженер-механик Зверев и шесть чинов. Командир и 12 матросов ранены… Вход в порт остался совершенно свободным».
Эти четыре брандера (парохода) по задумке командования японцев предполагалось взорвать и надежно закрыть вход и выход русских кораблей из осажденной крепости. Но экипаж сторожевого миноносца «Сильный» разгадал намерения врага. Он на полной скорости пошел навстречу японским судам. Метким огнем экипажу удалось уничтожить плавучие арсеналы.
В свое время крупнейший муромский краевед ХХ века В.И.Богатов, который по материнской линии был племянником моряка-героя, много сделал, чтобы выяснить некоторые детали гибели инженера-механика и командира минеров «Сильного» Василия Зверева. Вот что он рассказал о последних минутах жизни героя-моряка:
— По приказу Зверева, а именно он отвечал в том числе и за работу всего паросилового хозяйства корабля, матросы пытались задраить пробоину. Можно только представить себе, в каких условиях они работали. Мощная струя горячего пара под сильнейшим давлением вырывалась из пробоины. Пар обжигал руки и тела. Все попытки залатать пробоину оставались безуспешными. И японцы заметили, что русский миноносец стал терять не только маневренность, но и скорость. Они уже ликовали, предугадывая скорую гибель корабля. Они стали подходить ближе, надеясь в упор расстрелять «Сильного».
В это время произошло нечто совершенно непредсказуемое и неординарное. Василий Васильевич Зверев, видя, что задраить пробоину подручными средствами не удастся, принял отчаянное решение. Он согласовал его с собственным голосом совести и чести русского офицера. Зверев, собрав в кулак всю свою волю и мужество, нечеловеческим усилием бросил свое тело на пробоину. И наглухо закрыл ее грудью.
Именем героя
Так это было на самом деле, или подвиг был приукрашен, и родилась красивая легенда, мы не знаем точно. Но в любом случае инженер-механик Зверев до последней минуты жизни не оставлял свой пост и обеспечивал работу машин корабля.
Тот морской бой впервые с начала войны показал, как умеют воевать русские моряки! Произошел редчайший случай. Один русский миноносец вывел из строя четыре вооруженных брандера, превращенных японцами в передвижной минный арсенал с артиллерийским прикрытием. Он сумел нанести мощный огневой удар по шести миноносцам врага. При этом причинил им немалый ущерб и заставил отступить.
Подвиг команды миноносца «Сильный» оценил по достоинству государь-император. Сразу же после получения известий о бое «Сильного» император Николай II отправил командующему Тихоокеанского флота телеграмму следующего содержания: «С чувством гордости и радости прочел донесение ваше о ночном деле 14-го марта. Передайте мою сердечную благодарность лейтенанту Криницкому и офицерам. Мое душевное спасибо молодцам нижним чинам миноносца «Сильный». Николай».
Спустя несколько дней весь Порт-Артур торжественно хоронил Зверева и матросов с миноносца «Сильный». Государь-император прислал в Муром родственникам погибшего героя теплое письмо с соболезнованиями. Они жили в то время на улице Нижегородской (позже — Воровского). А восхищенные и благодарные обыватели Мурома также увековечили образ героя-земляка: собрали средства на мемориальную доску и крупный живописный портрет героя. Портрет многие годы располагался рядом с парадным портретом императора Николая II.
А о подвиге уроженца Мурома вскоре узнала вся Россия. Было принято решение назвать в его честь один из миноносцев Балтийского флота. 2 апреля 1905 года список боевых кораблей пополнился эсминцем «Инженер-механик Зверев». Это был головной корабль в серии из восьми единиц.
В Муроме и сегодня помнят имя героя. В актовом зале средней школы № 16 среди выдающихся выпускников реального училища, в том числе и изобретателя телевидения В.К.Зворыкина, вывешен восстановленный портрет инженера-механика В.В.Зверева. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в море вновь выйдет русский корабль под именем «Инженер-механик Зверев», а в городе появится улица в честь героя войны.